Статьи

Использование айтрекера для диагностики уровня знаний ребенка

Сложности диагностики уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Тестирование – это унифицированная форма оценки уровня знаний. Впервые с тестированием дети встречаются еще в раннем детстве. И далее тестирование в том или ином виде сопровождают детей вплоть до получения высшего образования.

Свою распространенность тестирование, как способ оценки уровня знаний, получил в силу быстроты проверки результатов и отсутствием возможности необъективной оценки.

К моменту поступления в начальную школу сама форма анализа знаний в виде теста уже хорошо знакома и понятна детям как процедура.

Они хорошо ориентируются в тестовых шаблонах, знают как их заполнять, указывая свои ответы.

И казалось бы – в чем проблема? Но когда мы начинаем применять тестирование в том или ином виде как способ оценки уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, оказывается, что этот способ анализа не адаптирован под потребности и особенности таких детей.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Ребенку с сильными гиперкинезами предлагают лист формата А4 с изображением животных и просят показать, например, корову. Гиперкинезы могут помешать ребенку точно указать на животное рукой или пальцем, так как формат листа сильно мал, при этом ребенок может найти это животное и указать на него взглядом, но специалисту, проводящему тестирование, может показаться, что ребенок посмотрел не на корову, а на какое-то другое животное. И несмотря на то, что ребенок в данном случае знает всех животных, принять это задание как выполненное будет нельзя.
  2. Ребенку с сильнейшей спастикой предлагают выполнить задание “продолжи цепочку”, в котором нужно выложить в соответствующем порядке карточки по образцу. Но спастика не позволяет использовать руки, а указывание на карточки взглядом в случае, когда ребенок с трудом удерживает голову, сложно отследить даже опытному специалисту

В обоих случаях ребенок может быть развит настолько, что, на самом деле, он бы справился с тестированием, если бы ему были предоставлены соответствующие инструменты или технологии. 

Здесь важно отметить, что родитель или ухаживающий взрослый, может понимать ребенка по движению глаз или пальчиков, и он будет уверен, что ребенок ответил правильно, но во-первых, такой ответ для оценки результатов тестирования нельзя назвать объективным, а во-вторых, сам ребенок в таком процессе теряется, как самое главное звено, ведь вся коммуникация с миром идет только через родителя, и ребенку сложно почувствовать свою значимость, свою ответственность и самореализоваться без коммуникативного посредника.

Как подготовить детей к тестированию

В силу того, что большинство детей с тяжелыми множественными нарушениями развития социализируются очень ограниченно (например, большая часть не посещает детский сад), то и с тестированием, как с методом анализа знаний, они впервые могут столкнуться лишь на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) перед школой. 

Комиссия – сама по себе стресс. Новое место, новые люди, с которыми у ребенка не налажена коммуникация, отсутствие привычных способов для коммуникации (например, нет с собой ноутбука с айтрекером или своей коммуникативной книги) – все это очень сильно нервирует ребенка, приводит к увеличение спастики, и еще большим трудностям для объективного анализа уровня его знаний. 

И при этом ребенок никогда ранее не имел опыта работы с тестовыми материалами. 

К тому же в большинстве случаев тестовый материал не учитывает особенности ребенка. 

И как итог – ребенок диагностику не проходит, ему устанавливается более тяжелая форма умственной отсталости, чем на самом деле есть.

Или же умственной отсталости вообще нет, но неправильная подача тестового материала привела к тому, что документально она у ребенка зафиксирована.

Подготовка детей к диагностике знаний проводится в три этапа:

  1. Первый этап – ознакомительный. Мы рассказываем ребенку, что такое диагностика, показываем примеры (на компьютере, в рабочих тетрадях, придумываем примеры самостоятельно и т.д.), объясняем простыми словами для чего это необходимо. 

Это важно для того, чтобы сформировать у ребенка общее понимание, что такое тест, как с ним работать,  и снизить уровень тревожности при прохождении тестов на комиссии/в школе/у психиатра, где и так достаточно стрессовых факторов.

  1. Второй этап – выбор способа подачи тестового материала для конкретного ребенка с учетом его поражения, и непосредственная подготовка необходимых тестовых заданий согласно возрастным нормам или уровню ближайшего развития. 

Что касается способа подачи тестового материала, проведение диагностики с использованием айтрекера – это лишь одна из возможных форм. 

Если ребенку больше подходит иная форма проведения тестирования, то, соответственно, тестовый материал подается согласно этой форме (например, для некоторых детей можно использовать кнопки с ответами да/нет, которые ребенок нажимает руками; или ребенок может выбирать варианты ответов, указывая на размещенные перед ним на доске карточки с помощью лазерной указки, прикрепленной, например, к голове или руке и т.д.).

  1. Третий этап – это непосредственно наработка ребенком опыта прохождения различных видов тестов. 

Не стоит загружать ребенка ежедневным многочасовым решением тестовых задач. Не переутомляйте ребенка! Не стрессуйте его дополнительно, нагнетая обстановку вокруг важности прохождения тестирования. 

Главное, чтобы сама диагностика, как процесс, была ребенку знакома и не вызывала нервозности и дополнительных переживаний. 

Как проходить диагностику с помощью айтрекера

Важно понимать, что айтрекер – лишь одна из многих ассистивных технологий, которую мы можем использовать во время проверки уровня знаний ребенка. 

Если есть необходимость рассказать о том, как проходить диагностику знаний, ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия) и т.д., используя другие средства АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации), то можем обсудить это в отдельной статье. 

Мы, в первую очередь, исходим из потребностей ребенка, и подбираем тот вид коммуникации, который для него будет оптимальным в на текущем этапе. И далее выстраиваем тестирование, опираясь на выбранное средство АДК.

Пока остановимся на прохождении диагностики с использованием айтрекера.

Тестовый материал формируется на базе стандартизированных тестов для педагогической и психологической диагностики, исходя из возрастных особенностей ребенка.

Разберем на конкретном примере.

Например, одним из критериев оценки индивидуального уровня развития ребенка дошкольного возраста является формирование элементарных математических представлений, таких как: количество и счет, форма, величина, ориентирование во времени и пространстве.

Соответственно, для оценки уровня освоения ребенком данной темы ему будут предложены тестовые материалы, созданные в программе LINKa. смотри.

Для этого нам будет необходимо скачать программу по указанной ссылке и создать в ней соответствующие наборы карточек под каждый вопрос тестирования (или это может быть один набор под несколько вопросов).

Вот так, например, может выглядеть созданный в программе LINKa. смотри набор карточек, который мы можем предложить ребенку, для оценки его уровня знаний в области элементарной математики (устный счет в пределах десяти, знание цифр их прямой и обратный порядок и т.д.). 

В данном случае мы можем обратиться к ребенку с вопросами: “Покажи, пожалуйста, цифру два?”, “Сколько будет один плюс два?”, “Какая цифра находится между цифрами три и пять?” и т.д., а ребенок будет нам отвечать, выбирая соответствующую карточку взглядом.

При необходимости, карточки можно озвучить, и ответ ребенка будет сопровождаться в том числе и голосовым ответом.

Используя всего один вот такой простой набор карточек в LINKa. смотри мы можем проводить не только диагностику знаний, но и использовать этот материал в образовательном процессе во время урока. А можем готовить отдельный набор к каждой теме, или постепенно набор усложнять, добавляя цифры.

Создание подобных наборов возможно для любой образовательной дисциплины, при этом мы может исходить из образовательных стандартов, и готовить наборы в соответствии с выбранной образовательной программой, учебным планом и т.д., а можем самостоятельно выбирать тему как для изучения, так и для последующей диагностики знаний у ребенка по данной теме.

При этом с детьми младшего возраста для построения наиболее комфортной образовательной среды мы можем использовать карточки, созданные из фотографий реальных предметов, которые для ребенка знакомы. Это гораздо эффективнее привлекает внимание ребенка,  делает образовательный процесс менее стрессовым и более разнообразным.

Например, для изучения темы “Домашние животные” и последующей диагностики мы можем создать карточки, используя фотографии тех животных, которые есть у ребенка дома. Или изучая счет, можем создать набор с фотографиями любимых игрушек ребенка.

Таким образом, мы можем использовать наборы карточек и айтрекер не только для прохождения базовых тестов перед школой или детским садом, тестирования у психиатра и т.д., но и на всем образовательном маршруте, независимо от выбранной образовательной программы.

Что же касается прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) или тестирования у психиатра/психолога – в данном случае очень важно взаимодействие специалистов, проводящих диагностику, с семьей.

Большинство комиссий и специалистов не имеют в своем арсенале тот объем средств АДК, который необходим для объективного анализа уровня знаний у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, что в итоге приводит к присвоению детям более тяжелого уровня интеллектуальных нарушений, чем есть на самом деле.

Поэтому при прохождении любых диагностик с ребенком, сначала уточняем у специалиста, который эту диагностику будет проводит, владеет ли он знаниями о тех средствах коммуникации, которые использует ребенок, предлагаем с ними ознакомиться и подготовить тестовые материалы с учетом потребностей ребенка в использовании ассистивных технологий и средств.

Информация по проведению диагностики с использованием айтрекера для педагогов

Отдельно хочется поговорить об использовании айтрекера в педагогической деятельности.

ФГОС нормирует оценку индивидуального развития детей и предлагает педагогическую и психологическую диагностику для того, чтобы педагог, работающий с детьми, имел возможность получить информацию об актуальном уровне развития ребенка, об осваиваемых дисциплинах и навыках, о динамике этого развития.

Прежде всего, это направлено на определение наличия условий для развития ребенка в соответствии с его особенностями и возможностями, для составления плана ближайшего развития, составления поурочного плана, для выявления необходимости привлечения дополнительных специалистов или подбора дополнительных средств обучения и развития (в том числе и АДК).

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса.

Один из принципов диагностики – это принцип объективности, который  означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики и избегание субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. 

И вот здесь раскрывается вся важность использования средств дополнительной и альтернативной коммуникации при проведении диагностики!

Проведение тестирования уровня знаний ребенка с использованием персонализированного средства коммуникации исключает возможность необъективной оценки его результатов!

Еще один принцип проведения диагностики – это принцип персонализации, который говорит о необходимости искать  индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа в динамике. 

Говоря простыми словами, критерии оценки уровня освоения каких-либо навыков с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития должны исходить из особенности конкретного ребенка и строится по принципу: знает/может ли ребенок сегодня больше, чем знал/умел вчера? Научился ли он чему-то новому или лучше усвоил прежний материал за конкретный период?

Таким образом, использование айтрекера или иных ассистивных технологий при проведении диагностики не противоречит нормам ФГОС, а, наоборот, делает процесс диагностики максимально прозрачным, объективным и этичным, давая ребенку возможность показать реальный уровень знаний.

Использование ассистивных технологий при проведении диагностики позволяет не только провести ее максимально грамотно и в соответствии с образовательными стандартами, но и дает возможность ребенку проявить себя, стать более уверенным в себе и своих силах. А также дает ребенку уверенность в том, что вокруг него – дружественная среда, в которой его, на самом деле, слышат, где он может выражать и проявлять себя максимально эффективно, что в целом положительно сказывается, как на образовательном процессе, так и на социализации и качестве жизни ребенка в целом.

Искренне надеемся, что практика, изложенная в этой статье, поможет существенно облегчить диагностический процесс как для детей, так и для специалистов.

Всегда готовы к обратной связи.

“LINKa. доступными словами”

Айтрекер: как управлять компьютером с помощью взгляда. 

Что такое Айтрекер (Eye Tracker)?

Айтрекер – это небольшое устройство, которое крепится на компьютер или ноутбук с помощью магнитной ленты. Айтрекер считывает движения глаз пользователя и может полностью заменить мышь и клавиатуру при работе с компьютером, а также может использоваться в более упрощенной форме – как средство альтернативной и дополнительной коммуникации и как устройство для игр и развивающих занятий.

Айтрекер изначально разрабатывался, как устройство альтернативной и дополнительной коммуникации, а в последствии стал использоваться и профессиональными геймерами для увеличения скорости и эффективности в игре. 

Айтрекер отлично подходит для людей, которые не могут использовать мышь и клавиатуру в силу определенных нарушений, и не могут использовать управление голосом (при тяжелых поражениях паралич часто затрагивает и голосовые связки), но управляют движением глаз и могут задержать взгляд на каком-то предмете. Именно это и требуется для работы с айтрекером. 

Движение взгляда приравнивается к движению курсора, фиксация взгляда – к нажатию кнопки мыши.

Айтрекер  – это в первую очередь устройство, которое дает возможность человеку выразить себя, заявить о своих желаниях, дает возможность проявить самостоятельность в общении, обучении, в выборе досуга.

Использование айтрекера не всегда связано с тяжелыми двигательными или интеллектуальными нарушениями; есть опыт включения айтрекера в работу с невербальными детьми с РАС, например. 

Но основными пользователями, конечно, являются дети и взрослые с тяжелыми и средними двигательными нарушениям, с сопутствующими (и без) нарушениями интеллекта от легкой степени до тяжелой, например:

  • дети с ДЦП, 
  • дети со СМА и иными дегенеративными заболеваниями, когда постепенное угасание функций приводит к необходимости выстраивания альтернативных форм коммуникации, обучения и развития,
  • дети и взрослые после инсультов, ДТП, производственных и подобных травм, приводящих к тяжелым поражениям.

Как понять, что мне или моему ребенку нужен айтрекер?

Обычно к мысли о том, что ребенку необходим айтрекер, родители или ухаживающие взрослые приходят тогда, когда появляется понимание, что имеющиеся средства для общения с ребенком, для его интеллектуального развития, организации досуга и построения образовательного маршрута в школе, уже не дают результата, либо были изначально неправильно подобраны, но об альтернативах родители не знали. 

И получается, что ребенок, имеющий потенциал для развития и обучения, вообще оказывается изъят из образовательного процесса как такового, потому что он не может пройти ПМПК (психолого-медико-психологическую комиссию) и обследование у психиатра перед школой в силу наличия тяжелых нарушений, и ребенку вменяется тяжелая степень умственной отсталости.

 А на самом деле, этот же ребенок вполне успешно может пройти и ПМПК, и обследование у психиатра, будь у него в арсенале айтрекер с загруженной базой вопросов, которая необходима при прохождении ПМПК. И да, это реально возможно! И возможно изменить степень умственной отсталости на более легкую или же вообще снять ее, если предоставить ребенку инструмент для развития, обучения и прохождения этой самой ПМПК в виде айтрекера.

Кому же подходит айтрекер?

Конечно, айтрекер – это не волшебная палочка, благодаря которой любой ребенок с ТМНР сразу же начнет печатать огромные тексты, пользоваться интернетом и учиться в онлайн-школе. 

Это лишь один из вариантов ассистивных технологий, которые на данном этапе мы можем предложить нашим детям. 

И как и любое устройство/метод, связанный с реабилитацией, он имеет свои ограничения и противопоказания, поэтому перед использованием айтрекера необходимо получить консультацию врача и рекомендации по соблюдению охранного режима.

Так как на включенном айтрекере светятся маленькие лампочки, и работа с айтрекером всегда связана с работой у экрана, это может провоцировать приступы у детей со светочувствительной формой эпилепсии.

Основная нагрузка при работе с айтрекером конечно же ложится на глаза. Но при этом большая часть зрительных нарушений не мешает использованию айтрекера (например, очки/линзы, астигматизм, косоглазие в умеренной степени, частичная атрофия зрительного нерва).

Если говорить об интеллектуальных нарушениях, то тяжелая форма умственной отсталости будет лишь относительным противопоказанием к использованию айтрекера. 

Ребенок, имеющий тяжелую форму, может не понимать обращенную речь и выполнять простые просьбы, это существенно осложняет работу, а иногда приводит к тому, что используются альтернативные средства для коммуникации, а айтрекер предлагается отложить не некоторое время и вернуться к нему позже.

На самом деле, акцент на том, что к айтрекеру стоит вернуться позже, поставлен не просто так. По опыту, бывает, что ребенок при первом знакомстве с айтрекером оказался к нему не готов, например, в силу возраста (работу с айтрекером рекомендовано начинать не ранее 3-4 лет). 

Или же обстановка, в которой ребенка пытались познакомить с айтрекером, была слишком раздражающей или пугающей, педагог был неопытен, сеанс закончили слишком быстро, или ребенок в принципе не был ранее знаком с просьбой посмотреть на конкретный предмет на экране. 

Поэтому совершенно не стоит отметать айтрекер после первой неудачной попытки. Попробуйте сами сесть за айтрекер и понять, как это, на самом деле, сложно! 

Важно понимать, что при ДЦП очень сложно фиксировать взгляд на конкретном объекте, на это требуется время и большая концентрация, поэтому процесс обучения будет идти медленно. Не нужно торопить ребенка, дайте ему время и мотивацию к самостоятельной работе с айтрекером.

Для мягкой подготовки ребенка к работе с айтрекером есть целая методика, и будет здорово, если вас на этом пути будет сопровождать грамотный специалист.

Вернитесь к айтрекеру через месяц, через два, подготовив себя и ребенка.

Иногда большой ошибкой является попытка заставить ребенка пройти калибровку айтрекера при первом знакомстве. Ребенок впервые сталкивается с подобным устройством, у ребенка еще нет понимания и мотивации к работе с устройством, а его заставляют удерживать взгляд на каких-то точках на экране. 

Зачастую ничего не получается, и семья к айтрекеру не возвращается, лишая ребенка тех космических возможностей, которые он дает.

Не будет ничего страшного, если на первом занятии с айтрекером ребенок поработает под чужой калибровкой. Настройте айтрекер под себя, или пусть это сделает специалист, а простые игрушки, с которых мы всегда начинаем знакомство с айтрекером, независимо будь то ребенок или взрослый, они отлично работают на любой калибровке.

Когда вместо айтрекера стоит воспользоваться другими средствами коммуникации?

Не всегда айтрекер – это идеальный вариант для коммуникации и обучения. Альтернативные средства необходимо подобрать, если:

  • использование айтрекера ухудшает состоянии ребенка вызывает приступы эпилепсии, сильные головные боли, ухудшение зрения и т.д.),
  • состояние ребенка позволяет предложить ему менее технологичный, но грамотно подобранный альтернативный способ коммуникации (если работа рук, например, нарушена не сильно, но ребенок может набирать текст на специальной клавиатуре с большими кнопками),
  • зрительные нарушения не позволяют использовать айтрекер,
  • интеллектуальные нарушения не позволяют использовать айтрекер.

ВАЖНО!

Для работы с айтрекером обустройте для ребенка комфортную среду. Обучение новым навыкам дается еще тяжелее, если в это время ребенок пытается справиться с гиперкинезами, удержать голову или боится разочаровать родителей или педагога. 

Эмоциональное состояние ребенка при работе с айтрекером крайне важно, особенно если у ребенка есть спастика или гипертонус, который лишь возрастает от эмоционального напряжения.

Здесь нужна консультация эрготерапевта, который поможет подобрать правильную позу, правильное кресло/коляску и т.д.

Какой айтрекер выбрать?

Если знакомство с айтрекером прошло успешно, и родители решили его купить, не стоит гнаться за самой дорогой моделью.

У айтрекеров нет корреляции «чем дороже – тем лучше». Большинство айтрекеров в ценовой категории от 10000 до 500000 тысяч рублей будут иметь отличия, которые начинающий пользователь не заметит вообще (например, уровень гашения двигательного шума или расстояние, с которого можно пользоваться айтрекером). 

Базовая модель айтрекера для домашнего использования – это tobii 4c, tobbii 5 и их китайские аналоги с алиэкспресса. Сейчас айтрекеры сложнее стало найти в магазинах, но на авито они есть всегда, также есть на амазоне, если есть возможность оттуда заказать и привезти.

Как начать работу с айтрекером?

Изначально в упаковке с самим айтрекером идет инструкция со ссылкой на официальный сайт, где необходимо скачать программное обеспечение, чтобы ваш ноутбук или компьютер в принципе увидел айтрекер (просто воткнуть айтрекер в usb-порт будет недостаточно).

После установки этого программного обеспечения вы уже вполне можете внедрять айтрекер в работу! 

Этот уровень подходит для начинающих пользователей (как для детей, так и для взрослых), так как некоторые программы будут уже работать, например, пакет программ LINKa.

Это основа основ при работе с айтрекером. Он имеет огромный функционал для пользователей любого уровня, от простейших игр с бабочками, которые будут летать по экрану туда, куда вы им покажете, до возможности пройти ПМПК, выучить алфавит, слоги, цифры, набрать и озвучить текст, создать набор карточек для коммуникации любой сложности. 

Конечно, важно понимать, что здесь нужна совместная работа с педагогом, потому что самостоятельно родителю разработать план обучения, составить карточки в соответствии, например, с общеобразовательной школьной программой, очень сложно. 

Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться за помощью! В обучении каждого ребенка участвует множество учителей и специалистов, начиная с дошкольного возраста. 

Обычно на освоение функционала LINKa во всем ее объеме у ребенка с сохранным интеллектом уходит до полугода.

И тогда уже можно говорить о подборе более сложного программного обеспечения в зависимости от предполагаемого дальнейшего маршрута развития и обучения. 

У взрослых этот этап занимает меньше времени.

Но не стоит перегружать ребенка, заметив прогресс. Работа с айтрекером – процесс длительный, он должен быть выстроен максимально комфортно и эффективно для ребенка в первую очередь. Всегда должен быть соблюден охранный режим и рекомендации профильных врачей.

В последующих статьях будет более подробно рассказано, как подобрать наиболее эффективный способ коммуникации с использованием айтрекера (карточки с фотографиями, карточки со словами, карточки да/нет, набор текста и т.д.), как внедрить айтрекер в образовательный маршрут, и как выстроит досуг ребенка с использованием айтрекера.

Искренне надеемся, что статья была полезна, и поможет вам открыть для себя или своего ребенка вселенную айтрекинга. 

Всегда готовы к обратной связи.

“LINKa. доступными словами”