Что такое Айтрекер (Eye Tracker)?
Айтрекер – это небольшое устройство, которое крепится на компьютер или ноутбук с помощью магнитной ленты. Айтрекер считывает движения глаз пользователя и может полностью заменить мышь и клавиатуру при работе с компьютером, а также может использоваться в более упрощенной форме – как средство альтернативной и дополнительной коммуникации и как устройство для игр и развивающих занятий.
Айтрекер изначально разрабатывался, как устройство альтернативной и дополнительной коммуникации, а в последствии стал использоваться и профессиональными геймерами для увеличения скорости и эффективности в игре.
Айтрекер отлично подходит для людей, которые не могут использовать мышь и клавиатуру в силу определенных нарушений, и не могут использовать управление голосом (при тяжелых поражениях паралич часто затрагивает и голосовые связки), но управляют движением глаз и могут задержать взгляд на каком-то предмете. Именно это и требуется для работы с айтрекером.
Движение взгляда приравнивается к движению курсора, фиксация взгляда – к нажатию кнопки мыши.
Айтрекер – это в первую очередь устройство, которое дает возможность человеку выразить себя, заявить о своих желаниях, дает возможность проявить самостоятельность в общении, обучении, в выборе досуга.
Использование айтрекера не всегда связано с тяжелыми двигательными или интеллектуальными нарушениями; есть опыт включения айтрекера в работу с невербальными детьми с РАС, например.
Но основными пользователями, конечно, являются дети и взрослые с тяжелыми и средними двигательными нарушениям, с сопутствующими (и без) нарушениями интеллекта от легкой степени до тяжелой, например:
- дети с ДЦП,
- дети со СМА и иными дегенеративными заболеваниями, когда постепенное угасание функций приводит к необходимости выстраивания альтернативных форм коммуникации, обучения и развития,
- дети и взрослые после инсультов, ДТП, производственных и подобных травм, приводящих к тяжелым поражениям.
Как понять, что мне или моему ребенку нужен айтрекер?
Обычно к мысли о том, что ребенку необходим айтрекер, родители или ухаживающие взрослые приходят тогда, когда появляется понимание, что имеющиеся средства для общения с ребенком, для его интеллектуального развития, организации досуга и построения образовательного маршрута в школе, уже не дают результата, либо были изначально неправильно подобраны, но об альтернативах родители не знали.
И получается, что ребенок, имеющий потенциал для развития и обучения, вообще оказывается изъят из образовательного процесса как такового, потому что он не может пройти ПМПК (психолого-медико-психологическую комиссию) и обследование у психиатра перед школой в силу наличия тяжелых нарушений, и ребенку вменяется тяжелая степень умственной отсталости.
А на самом деле, этот же ребенок вполне успешно может пройти и ПМПК, и обследование у психиатра, будь у него в арсенале айтрекер с загруженной базой вопросов, которая необходима при прохождении ПМПК. И да, это реально возможно! И возможно изменить степень умственной отсталости на более легкую или же вообще снять ее, если предоставить ребенку инструмент для развития, обучения и прохождения этой самой ПМПК в виде айтрекера.
Кому же подходит айтрекер?
Конечно, айтрекер – это не волшебная палочка, благодаря которой любой ребенок с ТМНР сразу же начнет печатать огромные тексты, пользоваться интернетом и учиться в онлайн-школе.
Это лишь один из вариантов ассистивных технологий, которые на данном этапе мы можем предложить нашим детям.
И как и любое устройство/метод, связанный с реабилитацией, он имеет свои ограничения и противопоказания, поэтому перед использованием айтрекера необходимо получить консультацию врача и рекомендации по соблюдению охранного режима.
Так как на включенном айтрекере светятся маленькие лампочки, и работа с айтрекером всегда связана с работой у экрана, это может провоцировать приступы у детей со светочувствительной формой эпилепсии.
Основная нагрузка при работе с айтрекером конечно же ложится на глаза. Но при этом большая часть зрительных нарушений не мешает использованию айтрекера (например, очки/линзы, астигматизм, косоглазие в умеренной степени, частичная атрофия зрительного нерва).
Если говорить об интеллектуальных нарушениях, то тяжелая форма умственной отсталости будет лишь относительным противопоказанием к использованию айтрекера.
Ребенок, имеющий тяжелую форму, может не понимать обращенную речь и выполнять простые просьбы, это существенно осложняет работу, а иногда приводит к тому, что используются альтернативные средства для коммуникации, а айтрекер предлагается отложить не некоторое время и вернуться к нему позже.
На самом деле, акцент на том, что к айтрекеру стоит вернуться позже, поставлен не просто так. По опыту, бывает, что ребенок при первом знакомстве с айтрекером оказался к нему не готов, например, в силу возраста (работу с айтрекером рекомендовано начинать не ранее 3-4 лет).
Или же обстановка, в которой ребенка пытались познакомить с айтрекером, была слишком раздражающей или пугающей, педагог был неопытен, сеанс закончили слишком быстро, или ребенок в принципе не был ранее знаком с просьбой посмотреть на конкретный предмет на экране.
Поэтому совершенно не стоит отметать айтрекер после первой неудачной попытки. Попробуйте сами сесть за айтрекер и понять, как это, на самом деле, сложно!
Важно понимать, что при ДЦП очень сложно фиксировать взгляд на конкретном объекте, на это требуется время и большая концентрация, поэтому процесс обучения будет идти медленно. Не нужно торопить ребенка, дайте ему время и мотивацию к самостоятельной работе с айтрекером.
Для мягкой подготовки ребенка к работе с айтрекером есть целая методика, и будет здорово, если вас на этом пути будет сопровождать грамотный специалист.
Вернитесь к айтрекеру через месяц, через два, подготовив себя и ребенка.
Иногда большой ошибкой является попытка заставить ребенка пройти калибровку айтрекера при первом знакомстве. Ребенок впервые сталкивается с подобным устройством, у ребенка еще нет понимания и мотивации к работе с устройством, а его заставляют удерживать взгляд на каких-то точках на экране.
Зачастую ничего не получается, и семья к айтрекеру не возвращается, лишая ребенка тех космических возможностей, которые он дает.
Не будет ничего страшного, если на первом занятии с айтрекером ребенок поработает под чужой калибровкой. Настройте айтрекер под себя, или пусть это сделает специалист, а простые игрушки, с которых мы всегда начинаем знакомство с айтрекером, независимо будь то ребенок или взрослый, они отлично работают на любой калибровке.
Когда вместо айтрекера стоит воспользоваться другими средствами коммуникации?
Не всегда айтрекер – это идеальный вариант для коммуникации и обучения. Альтернативные средства необходимо подобрать, если:
- использование айтрекера ухудшает состоянии ребенка вызывает приступы эпилепсии, сильные головные боли, ухудшение зрения и т.д.),
- состояние ребенка позволяет предложить ему менее технологичный, но грамотно подобранный альтернативный способ коммуникации (если работа рук, например, нарушена не сильно, но ребенок может набирать текст на специальной клавиатуре с большими кнопками),
- зрительные нарушения не позволяют использовать айтрекер,
- интеллектуальные нарушения не позволяют использовать айтрекер.
ВАЖНО!
Для работы с айтрекером обустройте для ребенка комфортную среду. Обучение новым навыкам дается еще тяжелее, если в это время ребенок пытается справиться с гиперкинезами, удержать голову или боится разочаровать родителей или педагога.
Эмоциональное состояние ребенка при работе с айтрекером крайне важно, особенно если у ребенка есть спастика или гипертонус, который лишь возрастает от эмоционального напряжения.
Здесь нужна консультация эрготерапевта, который поможет подобрать правильную позу, правильное кресло/коляску и т.д.
Какой айтрекер выбрать?
Если знакомство с айтрекером прошло успешно, и родители решили его купить, не стоит гнаться за самой дорогой моделью.
У айтрекеров нет корреляции «чем дороже – тем лучше». Большинство айтрекеров в ценовой категории от 10000 до 500000 тысяч рублей будут иметь отличия, которые начинающий пользователь не заметит вообще (например, уровень гашения двигательного шума или расстояние, с которого можно пользоваться айтрекером).
Базовая модель айтрекера для домашнего использования – это tobii 4c, tobbii 5 и их китайские аналоги с алиэкспресса. Сейчас айтрекеры сложнее стало найти в магазинах, но на авито они есть всегда, также есть на амазоне, если есть возможность оттуда заказать и привезти.
Как начать работу с айтрекером?
Изначально в упаковке с самим айтрекером идет инструкция со ссылкой на официальный сайт, где необходимо скачать программное обеспечение, чтобы ваш ноутбук или компьютер в принципе увидел айтрекер (просто воткнуть айтрекер в usb-порт будет недостаточно).
После установки этого программного обеспечения вы уже вполне можете внедрять айтрекер в работу!
Этот уровень подходит для начинающих пользователей (как для детей, так и для взрослых), так как некоторые программы будут уже работать, например, пакет программ LINKa.
Это основа основ при работе с айтрекером. Он имеет огромный функционал для пользователей любого уровня, от простейших игр с бабочками, которые будут летать по экрану туда, куда вы им покажете, до возможности пройти ПМПК, выучить алфавит, слоги, цифры, набрать и озвучить текст, создать набор карточек для коммуникации любой сложности.
Конечно, важно понимать, что здесь нужна совместная работа с педагогом, потому что самостоятельно родителю разработать план обучения, составить карточки в соответствии, например, с общеобразовательной школьной программой, очень сложно.
Пожалуйста, не стесняйтесь обращаться за помощью! В обучении каждого ребенка участвует множество учителей и специалистов, начиная с дошкольного возраста.
Обычно на освоение функционала LINKa во всем ее объеме у ребенка с сохранным интеллектом уходит до полугода.
И тогда уже можно говорить о подборе более сложного программного обеспечения в зависимости от предполагаемого дальнейшего маршрута развития и обучения.
У взрослых этот этап занимает меньше времени.
Но не стоит перегружать ребенка, заметив прогресс. Работа с айтрекером – процесс длительный, он должен быть выстроен максимально комфортно и эффективно для ребенка в первую очередь. Всегда должен быть соблюден охранный режим и рекомендации профильных врачей.
В последующих статьях будет более подробно рассказано, как подобрать наиболее эффективный способ коммуникации с использованием айтрекера (карточки с фотографиями, карточки со словами, карточки да/нет, набор текста и т.д.), как внедрить айтрекер в образовательный маршрут, и как выстроит досуг ребенка с использованием айтрекера.
Искренне надеемся, что статья была полезна, и поможет вам открыть для себя или своего ребенка вселенную айтрекинга.
Всегда готовы к обратной связи.
“LINKa. доступными словами”
Спасибо вам всем за работу!
Это гениально !!!
Спасибо большое, а где можно обучиться работать на айтрекере и обучать детей?
Здравствуйте, а есть ли возможность ребёнку попробовать айтрекинг, может есть какие-то специализированные центры? Я учитель, занимаюсь с девочкой десятиклассницей, дцп, ручку держать не может, с трудом нажимает одни пальчиком клавиши клавиатуры. Семья со скромными доходами. И может это устройство можно получить инвалидам бесплатно??
Анастасия, наверное у вас есть опыт, как дети с дцп сдают ЕГЭ. Как все происходит, какую можно оказывать помощь, если ребенок не может самостоятельно писать от руки, только по буковке на компьютере. Какие технические устройства или программное обеспечение разрешается?